КОНСУЛЬТАЦИЯ 
Условия деятельности в художественно-эстетическом развитии в системе образования соответственно с ФГОС
О роли музыки в детском художественном творчестве

Выполнила:

Воспитатель ИЗО

М.А. Гуназа

Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества. Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Музыка и изобразительное искусство  обладают значительным педагогическим воздействием, причем в их взаимосвязи это воздействие ещё более усиливается.

Звук и цвет всегда сосуществовали в природе и искусстве. Сопоставимы друг с другом тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (недаром в музыкознании существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм и динамика также являются важными выразительными средствами и музыки, и изобразительного искусства (в живописи – оттенки цветов, в музыке – динамические оттенки).

Параллели музыки и живописи отмечены ещё в Древней Греции (Аристотель) и  Индии (ваника, род живописи на музыкальные темы).

Взаимодействие музыкальной и изобрази­тельной деятельности оказывает положительное влияние на решение задач эстетического воспитания, способствует развитию детского творчества, совершенствованию процесса восприятия и изобразитель­ной деятельности дошкольников.

В ней происходит обогащение рисунков новым содержанием, вариативное использование способов изображения, самостоятельное и творческое решение изобразительных задач. Образы инструментальной программной и непрограммной музыки способствуют развитию сюжетного рисования, созданию многопредметных композиций.

Восприятие музыкального произведения на основе созданного рисунка помогает дошкольникам глубже осознать музыкальный образ, выразительные средства музыки, проникнуться ее настроением.

Дети-фантазеры создают свой особый мир, часто непости­жимый для взрослых. В этом удивительном мире слово и дви­жение, музыка и живопись сливаются в единый образ. Этот образ яркий, добрый, оригинальный, подвижный и всегда живой. В детстве глаза видят мир во всей его новизне и пре­лести, а чувства ему созвучны и родственны.

Воображение – это сложный психический процесс, основывающийся на образах восприятия, без которого невозможно осуществление любой художественно-творческой деятельности. Воображение развивается в процессе разнообразных деятельностей, когда дети придумывают дополнения к изображению, создаваемому по заданию педагога, картинку, рассказ, сказку, загадку, движения в танце и т.д. Для развития воображения используют разнообразные игры: словесные, изобразительные, музыкальные и др.

При организации комплексных занятий с использованием взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности важным ус­ловием является такая последовательность, при которой предлагает­ся детям сначала песенный репертуар, потом программная инструмен­тальная музыка и только после нее - непрограммная инструменталь­ная пьеса; ребенок должен осознать музыкальный образ в целом и средства музыкальной выразительности. Оптимальное влияние музыки на качество детских рисунков происходит при обеспечении следующей последовательности в работе: прослушивание музыкального произве­дения, анализ средств музыкальной выразительности, поиск средств графического воплощения образов.

Использование в процессе обучения цветовых моделей помогает детям понять характер музыкальной пьесы и определить средства его передачи в рисунке.

Ребенок должен уметь предвосхищать графический образ и обла­дать определенными навыками изобразительной деятельности.

Наиболее выпуклым и легко воспроизводимым в рисунке яв­ляется музыкальный образ песни. Средства ее выразительности, вы­деленные и осмысленные детьми, углубляют графический образ, спо­собствуют обогащению рисунка яркими деталями, способствуют появ­лению новых цветовых и композиционных решений. В отличие от реалистических изобретений, создаваемых деть­ми в связи с восприятием песни и программной пьесы, при переводе впечатлений от непрограммной музыки дети рисуют как реалистические, так и абстрактные композиции, пытаясь передать ритм, динамику, темп музыкального произведения ритмом пятен, сочетанием цвета, определенной композицией форм, линий и т.д. Это свидетельствует о возможности понимания детьми средств музыкальной выразительности и умении передавать возникшие впечатления в рисунке различными графическими средствами.

Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не только музыку, но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребёнка, вызывая яркие, образные впечатления, положительное эмоциональное отношение к ним. Это определяет доступность песенного произведения для детей. Именно поэтому осуществление взаимосвязи следует начинать с песни. Она может быть использована как средство обогащения детского творчества уже с 2-3-х лет. На музыкальных занятиях, слушая «Осеннюю песенку» муз. А.Александрова, сл. Н.Френкеля или альбом Т. Потапенко и М. Красева «Песни об осени», дети с удовольствием рисуют на занятиях изобразительной деятельности, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные осенние листочки. Песни как средство обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций, а так же в свободной творческой деятельности можно широко использовать в разных возрастных группах. Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию.

Однако текст пес­ни ограничивает творчество детей. В этом отношении инструменталь­ная программная музыка обеспечивает большие возможности для раз­нообразного творческого решения графических задач. Вместе с тем следует отметить, что возможность выполнения детьми подобных за­даний подготавливается восприятием и изображением музыкального образа песни.

В старших группах на музыкальных занятиях звучат музыкальные фрагменты из оперы А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Три чуда»), из «Детского альбома» П.И. Чайковского пьесы «Игра в лошадок», «Новая кукла», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков». Дети называют композиторов и их произведения, находят их портреты. Они делают выводы, что все услышанные произведения – это сказки, затем на занятиях изобразительной деятельности дети воплощают их в рисунках.

Музыка может использоваться в процессе занятий по изобразительной деятельности для создания хорошего настроения. Звучание музыки даетребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение,настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей.

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

С этой целью во время занятия может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на занятии вам поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма “Овод” С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать “Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца “Элегия” С. Рахманинова и “Бал” симфония Л. Бетховена.

Всем известно, что взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений. Так, образы музыки, театрализованной игры, природы обогащают изобразительную деятельность детей: в их рисунках, например, появляются клоуны, если мы слушаем произведение «Клоуны» муз. Кабалевского, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» композитора П.И. Чайковского, «Осенняя песенка», слушая произведения П.И.Чайковского «Времена Года». Это обогащает эмоциональный опыт детей, создаёт хорошее настроение, вызывает желание действовать самостоятельно и активно.

Поэтому мы с музыкальным руководителем решили сделать подборку музыкальных произведений для обеспечения эффективности влияния музыкальных обра­зов на детские рисунки. При этом необходим правильный отбор музыкальных произведений. Они должны отвечать общедидактическим и эстетичес­ким требованиям и содержать образы, доступные графическому выра­жению.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии детей, в формировании их мировоззрения.

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение воспитанника опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.

Экспериментируя со звучащими красками и цветными звуками, маленькие художники постигают сущность ранее неизвестных им творческих методов живописи, раскрывающих красоту и гармонию мира.

Музыка, которую дети воплотили в рисунках, прекрасно осмысливается и запоминается детьми. Они радостно откликаются на ее звучание и безошибочно узнают ее даже спустя несколько лет. Такая работа дает детям блестящую возможность творческого самовыражения и демонстрирует высокий уровень музыкального восприятия, воображения и художественно-эстетического развития в целом.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 214 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.