В дошкольном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была и остаётся приоритетной. Кроме того, в настоящее время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья населения проблема укрепления здоровья подрастающего поколения стоит особенно остро.
Ребёнок дошкольного возраста не развивается автономно, он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в семье, закладываются основы личности, формируется модель семьи, взрослой жизни. Поэтому, чтобы ребёнок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.
Большинство семей сегодня стараются вести здоровый образ жизни. Некоторые посещают с детьми спортивные секции, по возможности приобретают для детей спортивный инвентарь, для укрепления здоровья используют массаж и утреннюю гимнастику, вывозят детей на море. Вместе с тем родители мало знают и используют для укрепления здоровья современные методы здоровьесберегающих технологий и занимаются физическими упражнениями не систематически, без рекомендаций специалистов. Родители пытаются вести здоровый образ жизни и стараются приобщить к этому своих детей, но знаний и умений в этой области им не хватает.
Для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития детей дошкольного возраста нами были поставлены следующие задачи:
1.Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья в семье с помощью систематического педагогического просвещения.
2.Сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом в семье.
3.Оказать адресную помощь родителям в вопросах укрепления здоровья своих детей силами специалистов детского сада.
Система работы с семьёй, направленная на решение поставленных задач, состоит из нескольких этапов.
1. Ознакомительный
На этом этапе мы провели анкетирование родителей, вместе с медицинским работником и инструктором по физическому воспитанию провели мониторинг состояния здоровья детей, их физического и психического развития.
Далее, наиболее эффективными мы выбрали следующие формы взаимодействия в рамках работы:
1.Консультации для родителей: «Движение-жизнь», «Активный отдых дошкольников», «Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки», «О пользе режима дня».
2.Круглые столы «Здоровые родители-здоровый ребёнок», «Спокойный сон-залог здоровья»( мы провели во время родительских собраний)
3.Фотовыставку «Здоровый образ жизни нашей семьи».
4.Наглядная информация в родительском уголке «Доктор советует»
- роль закаливания в повышении сопротивляемости организма
- солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья
- профилактика гриппа и ОРВИ
- профилактика педикулёза и т.д.
5.Физкультурные досуги и праздники «Весёлые старты», «Мама, папа и я-спортивная семья»
В нашей группе есть спортивный уголок, создана картотека подвижных игр, которую мы используем как на занятиях, так и во время прогулок и в свободной деятельности. Есть в нашей группе несколько разнообразных массажных дорожек, которыми пользуемся не только мы сами, но и даём использовать нашим коллегам. Есть также картотеки:
- «Гимнастика после сна»
- «Утренняя гимнастика»
- «Гимнастика для глаз»
- «Коррегирующие упражнения»
В результате проделанной работы повысилась педагогическая культура родителей по вопросам физического развития детей, родители стали активнее интересоваться этим вопросом. Увеличилось количество семей, которые соблюдают единый с детским садом режим дня, используют методы закаливания, рекомендуемые нами.
Таким образом, выбранные нами формы, методы и направления работы с детьми и родителями способствуют повышению педагогической культуры и степени заинтересованности взрослых вопросами развития и оздоровления детей.
Подготовила воспитатель Шаршунова Л.Ю.