Тренинг на командообразование, сплочение
1. Знакомство. Цель тренинга.
2. Упражнение «Имя — качество»
Участники по кругу называют свое имя и качество, которое его в полной мере характеризует. Это позволяет сформировать и закрепить норму общения в группе — только по именам. Важное для развития сплоченности равенство позиций устанавливается в самом начале работы.
3. Упражнение «Найти взглядом партнера»
4. Упражнение «Интервью в парах»
Группа разбивается на пары. За ограниченное время (10 минут) необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим на тренинге. Форма представления следующая: один участник встает за спину партнера по общению, кладет ему руки на плечи, рассказывает о нем от первого лица. Например, Лена встает за спину Наташе и говорит: «Меня зовут Наташа, я...» и рассказывает все, что она узнала о Наташе, затем участники меняются местами. Такая форма представления помогает с помощью физического контакта сократить дистанцию между участниками, а также развивает эмпатию.
5. Упражнение «Никто не знает, что я...»
6. Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся» (по кругу говорим друг другу)
7. Упражнение «Игра в зверей»
Каждый участник становится зверем - слоном, раком, комаром, оленем, рыбой, зайцем, львом или другим по своему выбору или фантазии. Главное - это придумать характерный жест, которым он и будет показывать своего зверя.
Смысл игры: показать своего зверя, а потом зверя другого участника. Другой участник показывает опять же своего зверя, а потом зверя третьего участника. Все надо делать быстро, но без ошибок, кто ошибется, выходит из игры.
Жесты:
Слон - правой рукой дотронуться до носа. В окружность, образованную рукой, просунуть до упора левую руку.
Рак - сложить обеими руками фиги, поднести к глазам, пошевелить большими пальцами.
Комар - сложить кулак, вытянуть указательный палец, поднести тыльной стороной ладони к носу, помахать получившимся хоботком.
Олень - крестообразно сложенными руками с растопыренными пальцами быстро взмахнуть над головой (так танцуют чукчи).
Рыба - сложить ладони, как для молитвы, опустить параллельно полу, совершить волнообразное движение (похоже на прыжок рыбы и уход ее во глубину вод)
Заяц - банально: сложив ручки на уровне груди. Так изображают зайчиков во всех детсадах - вспомните золотое детство свое!
8. Упражнение «Пишущая машинка» Мы самые дружные, милые, красивые!
9. Упражнение «Кочки на болоте».
Ведущий заранее готовит карточки с пословицами (на каждой карточке написано по одному слову). На группу необходимо подготовить 3—4 пословицы. По количеству пословиц участники делятся на подгруппы. Для каждой подгруппы на полу выкладываются листы бумаги формата А4 —«кочки». Все участники встают на «кочки», во время выполнения упражнения наступать на пол нельзя (только на «кочки»). Карточки каждой пословицы перемешиваются и раздаются участникам. Задача - поменяться местами так, чтобы слова пословицы находились в правильном порядке. Упражнение позволяет через физический контакт сократить дистанцию между участниками, выработать стратегию работы в команде. В конце упражнения можно отметить наиболее успешную стратегию. Если позволяет время, упражнение можно повторить, перемешав группы и пословицы. Это делается для того, чтобы избежать конфликтных отношений между подгруппами, неизбежных при соревновательных моментах.
10. Упражнение «Кошка»
Участники садятся на пол в кружок, доброволец на корточках подползает к одному человеку, трется о него, как кошка, мурлычет и пытается не смеяться. Человек, к которому подползла "кошка", должен не спеша сказать: "Моя бедная кошка сегодня больна", гладя ее по голове. Если человек, к которому подползла кошка, не засмеялся и сделал все вышесказанное, то "кошка" уползает к другому участнику и повторяет действия, если человек засмеялся, тогда "кошка" садится на его место, а он становится "кошкой".
11. Упражнение «Льдина»
Ведущий выкладывает на полу несколько газет с таким расчетом, чтобы на них свободно поместились все участники тренинга. Упражнение можно драматизировать — предложить представить себя участниками полярной экспедиции на льдине в океане. Если кто-то из участников «падает со льдины», то экспедиция считается провальной. По сценарию льдина постоянно «подтаивает» (можно момент таяния производить «ночью», когда все участники «в снах уходят со льдины»). Во время «таяния» льдины ведущий сворачивает какую-то из газет или убирает, после чего группа опять размещается «на льдине». «Таяние» льдины осуществляется до тех пор, пока вся группа не включится в процесс взаимной поддержки, после чего «экспедиция успешно завершается». После обсуждения стратегии взаимной поддержки «экспедицию» можно повторить, а «льдину» сократить сильнее.
Упражнение позволяет посредством физического контакта сократить дистанцию между участниками, а за счет обсуждения стратегии поведения принять эффективное групповое решение. Как правило, при выполнении задания инициативу в управлении группой берут на себя лидеры. Драматизация усиливает мотивацию достижения экстраординарных (выходящих за рамки группы) целей.
12. Упражнение «Групповой рисунок по кругу».
Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и карандаши (фломастеры). Задача — задумав картину (пейзаж за окном путешественника), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один элемент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин, привлекательность для «автора».
13. Упражнение «Аплодисменты»
Все участники встали в круг. Руки сделать так, чтобы рядом стоящий мог послать свой хлопок следующему по кругу. Передать хлопок по кругу не сбиваясь.