Не талантливых детей не бывает!

Педагог-психолог: Спасибко Н.Н.

Талант - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. Одарённый – тоже, что и талантливый. Способности, в свою очередь, природная одарённость, талантливость. Гений – высшая творческая способность. Исследователями психологии и педагогики уже не раз доказано, что чем человек младше, тем он универсальнее по своим возможностям.

Маленький ребёнок, с одной стороны, - «ещё может всё». Он не развил одни стороны своей психики, одни группы способностей за счёт других и не поставил себе границы из собственных своих достижений, как это бывает с нами, взрослыми.

Понятно, что в пространстве и времени одной человеческой жизни, никто не может «стать всем», но в благоприятных условиях многие дети могут успешно проявить себя в разных видах творчества.

Для детского возраста характерна креативность (стремление к творчеству). Ребёнок живёт своими образами, когда, что-то делает, и когда созданы все условия для развития талантливых детей.

Для педагогов главное видеть в каждом ребёнке творца, главное это потенциал и направленность на его развитие.

Вообще, талант – категория тонкая и загадочная. Он может остаться великой тайной, скрытой от глаз, а может просиять ослепительным светом, поразив всех. Психологи и педагоги утверждают, что не талантливых детей не бывает. Этой, по определению толковых словарей, «выдающейся способностью к чему-либо» обязательно одарен каждый малыш. Задача родителей и педагогов заключается в малом –  увидеть, определить, конкретизировать расплывчатое «к чему-либо».

Часто энергия взрослых и горячее желание как можно скорее помочь таланту ребенка раскрыться, уводят их в противоположном направлении.

Понятно, что грудной малыш – 4-5 месяцев -  развивается по календарному плану, подготовленному самой Природой. Но проходят три-четыре года, малыш подрастает, и вот уже для «будущего гения» родителями составлен плотный график: занятия языком сменяются уроками в музыкальной школе, тренировки в спортивном зале чередуются с репетициями в театральной или хореографической студии. А впереди еще школа,  домашние задания…

Родителей можно понять. Ребенку необходимо развиваться.  Чем многогранней станет его личность, тем полнее и ярче выросший человек будет воспринимать мир.

Но на вопрос о том, имеет ли такая забота о развитии чада отношение к выявлению и развитию его «выдающейся способности», специалисты в один голос отвечают – очень незначительное.

Если родители действительно желают помочь ребенку реализовать данный ему от природы талант, они должны:

  1. Чаще задаваться вопросом: какие способности у нашего ребенка? При этом обязательно помнить, что детский талант, как правило, «лежит на поверхности», на самом видном месте. Взрослые же, привыкнув, не замечают и не задумываются, что сын не случайно все время проводит с карандашом и красками в руках, а дочь, как умеет, дошивает двадцатое бальное платье любимой кукле;
  2. Неустанно наблюдать за склонностями и способностями ребенка, стараясь найти то занятие, о котором можно сказать: ребенок любит  и у него получается. Это основная формула таланта;
  3. Не увлекаться поиском, загружая день любимого чада плотно, «от заката до рассвета». У ребенка должно быть свободное время. Лауреаты Нобелевской премии, которым задавали вопрос, что, по их мнению, способствовало таким высоким достижениям в науке, отметили, что в детские годы у них было очень много свободного времени;
  4. Воспитывая в детях волю и стремление к успеху, не «перегибать палку». Ребенок, скорее всего, будет выполнять требования взрослых и не пойдет наперекор, но в атмосфере страха талант не растет.  Ему нужна иная почва;
  5. Научить ребенка не сравнивать свои успехи с чужими, и не делать этого самим. Сравнивать следует только собственные достижения – новые с предыдущими. Лишь так можно понять, сделан ли шаг вперед, и поддерживать в малыше состояние успеха.

Не будет лишним помнить о том, что  в жизни каждого человека все бывает по-разному. Например, Моцарт уже в четыре года поражал мир своей гениальностью, а великий Эйнштейн оканчивал школу заурядным троечником.

Никто не сможет сказать, когда ребенку суждено состояться. Ведь талант – это загадка: ему нельзя научить, его нельзя торопить. Нужно лишь помнить, что не талантливых детей не бывает.

Как же все-таки можно определить этот талант, эту одаренность?

Итак, ребенка можно назвать одаренным, если он:

1. Усваивает информацию. В одно ухо влетело, в другое вылетело - этой пословицей можно охарактеризовать, кажется, всех детей на свете. Те же малыши, кто по-настоящему усвоил услышанное или увиденное, могут рассказать об этом и спустя какое-то время, а не по "горячим следам". Например, один шестилетний мальчик после экскурсии в музей космоса пришел домой и нарисовал точную копию ракеты, которую он там увидел.

2. Имеет широкий спектр интересов. Одаренных детей интересуют самые разные вещи - не только банальные "почему ветер дует", но и орудия, динозавры, древнегреческие корабли, космос, глубоководные рыбы и так до бесконечности. При этом ребенок может действительно увлечь взрослых своими рассказами.

3. Рано научился читать и писать. Как правило, еще до школы родители учат своих отпрысков алфавиту и счету хотя бы до десяти. В результате кто-то ленится и овладевает этими навыками только к концу первого класса, а кто-то уже в детском саду увлеченно читает и вовсю пишет "мемуары".

4. Проявляет себя как музыкант или художник.

Дети с абсолютным слухом или нестандартным видением мира, которое они переносят на холст, совершенно справедливо считаются одаренными. То же можно сказать и о тех малышах, которые, пусть и не поражают своими картинами окружающих, но уверенно разбираются в художниках и направлениях живописи или музыки.

5. Может на чем-то сосредоточиться. Усидеть на месте дети не могут, однако одаренные порой проявляют настоящие чудеса концентрации.

6. Обладает хорошей памятью. Хотя, согласно распространенному мнению, дети не помнят себя до трехлетнего возраста, отдельные малыши могут рассказать, что с ними было в возрасте полутора лет.

7. Имеет богатый словарный запас. Если ребенок рано начал говорить - это еще не признак одаренности. А вот если он составляет сложносочиненные конструкции или использует "взрослые" (не матерные) слова, то у вас есть все причины считать его одаренным. Например, там где обычный двухлетний малыш скажет: "Там собачка", одаренный заявит: "У нас во дворе гуляет коричневая собака, и она нюхает цветы".

8. Обращает внимание на детали. Маленькие дети, например, могут запомнить, откуда они взяли ту или иную игрушку и ставят ее потом на место, а дети постарше, получив в подарок игрушечную железную дорогу, не успокоятся, пока не выяснят, как она работает. Причем не разбирая ее, а приставая с вопросами к родителям.

9. Критически оценивает свои поступки. В целом дети мало заботятся об окружающих - по крайней мере, пока у тех не появится что-то, что ребенка очень заинтересует. Одаренные малыши, напротив, волнуются о тех, кто рядом с ними, и задумываются - а не расстроится ли определенный человек из-за их поступка.

10. Понимает сложные вещи. Дети с развитым интеллектом понимают, что такое отношения и могут мыслить абстрактно. Они могут докопаться до сути проблемы и придумать, как ее решить.

Если вам кажется, что ребенок не проявляет интереса к книгам, а вы мечтаете, чтобы он был начитанным, берите инициативу в свои руки. Как бы вам этого ни хотелось, маловероятно, что он или она в один прекрасный день вдруг потянется к книжной полке, достанет оттуда сказки и погрузится в чтение. Успех зависит от подготовки, и чем больше вы приложите стараний, тем скорее они окупятся.

Во-первых, как можно чаще нужно читать детям вслух. (Желательно, чтобы при этом он сидел у вас на руках - так ребенок поймет, что читать нужно, открывая книгу с первой странницы, а не с последней или с середины, и слева направо, а не как взбредет).

Далее, почаще играть с малышом в рифмы. Слова должны быть простыми, типа "кошка" - "крошка".

В-третьих, позвольте ребенку самому выбирать себе книги. Неважно, что именно он будет читать - главное, что будет. (Нелишним будет записаться в детскую библиотеку, где у малыша будет богатый выбор).

Читая книгу с картинками, попросите ребенка рассказать, что изображено на них, а затем найдите эти слова в тексте и покажите их малышу. (Например, если чадо скажет, что на картинке нарисована принцесса, покажите пальцем на слово "принцесса").

С целью выявить особенности (способности) ребенка можно воспользоваться тестом «Неталантливых детей не бывает».

Инструкция: «Конечно, каждый родитель считает, что ее ребенок самый лучший, умный, талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему не способных детей просто нет, не может быть. Но вот понять, в какой именно области ребенок может наиболее полно раскрыть свои способности, не всегда удается вовремя, и возмож­ны ошибки, разочарования. Предлагаем Вам тест, составленный психологами. Он каса­ется детей 6-13 лет. Тест поможет проверить Ваши собственные наблюдения и определить, в чем именно талантлив Ваш ребенок от рождения, к какому виду деятельности его тянет. Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют Вашим ожиданиям: ведь ребенок меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит считать малыша каким-то особенным, выдающимся, если результаты окажутся превосходными. Итак, ответьте «да», поставив в бланке ответов «+», или «нет», поставив в бланке ответов «-», на следующие вопросы».

Текст опросника.

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
  2. Меняет ли он свои наклонности?
  3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
  4. Любит рисовать воображаемые предметы?
  5. Любит ли фантастические истории?
  6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
  7. Любит вырезать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует.
  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
  10. Боится ли темноты?
  11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
  12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?
  13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
  14. Был ли удачен этот замысел?
  15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
  16. Мог ли Ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгады­вать назначение различных предметов?
  17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус Вашему вкусу?
  18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
  19. Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?
  20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
  22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
  23. Помнит и рассказывает ли свои сны пли пережитые впечатления?
    Бланк ответов.


+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

1

 

6

 

11

 

16

 

21

 

2

 

7

 

12

 

17

 

22

 

3

 

8

 

13

 

18

 

23

 

4

 

9

 

14

 

19

 

-

-

5

 

10

 

15

 

20

 

-

-

Обработка данных. Каждое «да» - 1 очко. Далее необходимо подсчитать количество набранных очков.

Интерпретация результатов.

От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом.

От 15 до 19 очков: ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен лишь, когда чем-либо заинтересован.

От 9 до 14 очков: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8 очков: Ваш ребенок проявляет творческое мышле­ние лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

(См.: Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. –  Саратов: Научная книга, 1996 – 336 с. – С. 257-258.)

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 149 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.